- Программа Erasmus+ Support for Innovative Methodology, Approaches and Tools for Teaching through the Medium of English in order to improve Educational Yield, Sustainability and Internationalization [SMARTI]
- Программа Erasmus+ Capacity Building in the Field of Higher Education
- Программа Erasmus+ Key Action 1: Learning Mobility of Individuals
- Программа Erasmus+ Создание системы взаимодействия СПО и ВПО, отвечающей принципам болонского процесса, на основе повышения потенциала преподавателей СПО (ALLVET) (HE and VET alliance establishment according to Bologna Principals implementation via VET teachers’ capacity building [ALLVET]) (№ 609952-EPP-1-2019-1-RS-EPPKA2-CBHE-JP)
- Сотрудничество с Китаем
- Сотрудничество с Францией
- Сотрудничество с Германией
- Сотрудничество с Финляндией
- Общество немецкого языка и культуры
- Русский язык как иностранный
- Проект Tempus
- Программа «Жан Моне»
- Программа «Эразмус Мундус»
- English Club
Общая информация
Деятельность факультета иностранных языков в плане развития международного сотрудничества является одним из основных направлений. На сегодняшний день стратегия международной деятельности факультета иностранных языков осуществляется в рамках уставной документации вуза, Политики вуза в области качества, а также Программы повышения конкурентоспособности, которые содержат стратегические цели и направления международной деятельности по следующим направлениям:
- международное сотрудничество в рамках договоров и соглашений о творческом научно-техническом сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями на условиях безвалютного обмена;
- привлечение российского и зарубежного ППС, имеющего опыт работы в ведущих мировых и российских научных и образовательных центрах, а также в сферах бизнеса для осуществления вовлеченности работодателей в реализацию ОПОП;
- обучение иностранных студентов по основным образовательным программам факультета на основе привлечения граждан стран СНГ, финно-угорского мира и других стран;
- предоставление иностранным студентам, ППС и студентам вуза информационных и образовательных услуг;
- реализация программ бакалавриата и магистратуры на английском языке;
- привлечение средств на НИОКР в рамках международных научных программ и грантов;
- повышение уровня владения иностранными языками у студентов и ППС неязыковых факультетов вуза;
- формирование развития существующего кадрового потенциала за счет академической мобильности отечественных и зарубежных преподавателей, исследователей и студентов, а также вовлеченности вуза в международную научно-образовательную среду;
- развитие мультикультурной среды вуза;
В настоящее время на факультете действуют 7 договоров о международном сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями:
- договор с Институтом Германистики Паннонского университета (Венгрия);
- договор с Институтом иностранных языков им. Аристотеля в г. Бремен (Германия);
- Договор с Посольством Франции в Российской Федерации;
- договора на проведение двухсторонней академической мобильности магистрантов, ППС и административного персонала в рамках программы Erasmus+ Programme Key Action 1– Mobility for learners and staff –Higher Education Student and Staff Mobility с Гуманитарно-технической академией г. Бельска- Бяла (Польша), с Техническим университетом Лимерика (Ирландия), с Университетом г. Брасова (Румыния), с Политехническим университетом Бухареста (Румыния).
Ежегодно преподаватели, аспиранты и студенты факультета выезжают за рубеж с различными целями: участие с докладами на международных конференциях, семинарах и симпозиумах; научно-педагогическая работа, различного рода стажировки, обучение и т. д. Для большинства молодых преподавателей целью командирования является повышение квалификации через участие в научно-методических семинарах и программах повышения квалификации. Только за последний период подобные программы были реализованы совместно со следующими зарубежными партнерами:
- Институтом культуры г. Галвэй, Ирландия (Galway Cultural Institute) по курсу «Специализированный английский и европейские методики преподавания иностранных языков в рамках технологического курса»;
- Центром по проведению исследований в области тестирования по английскому языку, Университета Бедфордшира (Великобритания) (Centre for Research in English Language Learning and Assessment) по программе «Компьютерная система мониторинга и диагностики качества знаний по английскому языку»;
- Немецкой службой академических обменов DAAD по курсам повышения квалификации «Studienbegleitender DaF-Unterricht»; «Landeskunde mit Web 2.0.»; «Deutsch Intensiv»; «Unterrichtsprojekte im Erwachsenenbereich”; «Digitale und Analogie Lernwelten erschließen»; «Digitale Medien im Deutschunterricht»; «Digitale Medien im Unterricht»;
- Колледжом Дэвида Гейма (г. Лондон, Великобритания) в рамках разработки программ дополнительного образования по английскому языку;
- British Study Centre Teacher Training (Оксфорд, Великобритания) по программе «Английский язык для академических целей»;
- Дрезденским техническим университетом (Германия) в рамках программы Эразмус Мундус (Erasmus Mundus) 2 MULTIC «Изучение двухуровневой системы профессиональной подготовки, кредитно-модульной системы оценки знаний» и «Дидактико-методическое исследование учебных процессов, планов и стратегий обучения иностранному языку»;
- Школой итальянского языка и культуры для иностранцев «Центр Макиавелли» (Флоренция, Италия) в рамках стажировки по итальянскому языку и культуре;
- Международной программой академических обменов (Вашингтон, США) по вопросам современных тенденций в системе высшего образования США.
Кроме того, в круг научных интересов ученых ФИЯ включены и вопросы финно-угроведения. Данная тематика также раскрывается в международных программах повышения квалификации:
- стажировка «Languages and Literatures of the people of Russia (Moksha/Erzya)» на базе университета Уилфрида Лорье и университета Уотерлу, г. Уотерлу (Канада);
- стажировка «Languages and Literatures of the people of Russia (Moksha/Erzya)» в университете Оулу (г. Оулу, Финляндия);
- стажировка «Английский язык для студентов финно-угорской языковой группы (English for Finno-Ugrian students) в Университете г. Тампере (Финляндия);
- Стажировка “Мордовия в финно-угорском мире” в тренинг-центре “Tampere International” (Финляндия);
- стажировка “Особенности преподавания английского языка студентам финно-угорской языковой группы” в Белградском университете (Сербия).
Факультет принимает активное участие в разработке совместных грантовых заявок в программу ТЕМПУС, преобразованную в Эразмус+, и программу Жан Монне:
- грант Темпус 517114-TEMPUS-1-2011-1-UK-TEMPUS-SMHES – грантодержатель — Университет Бедфордшира (Великобритания);
- грант Программы Жан Монне (2011) – грантодержатель — Мордовский государственный университет;
- заявка на грант Темпус 543822-TEMPUS-1-2013-1-RU-TEMPUS-JPCR -грантозаявитель – Балтийский федеральный университет;
- заявка на грант Темпус 544211-TEMPUS-1-2013-1-UK-TEMPUS-SMHES – грантозаявитель Университет Саутгемптона (Великобритания);
- заявка на грант Темпус 544379-TEMPUS-1-2013-1-RO-TEMPUS-JPCR -грантозаявитель — Бухарестский политехнический университет (Румыния);
- заявка на грант фонда «European Centre for Modern Languages of the Council of Europe» — грантозаявитель – Технический Университет Дрездена (Германия);
- заявка на грант Эразмус + «Capacity Building in the field of higher education 2015-1-IE-EPPKA2-CBHE-JP”- грантозаявитель – Технический университет Лиммерика (Ирландия);
- заявка на грант Эразмус+ «Capacity Building in the field of higher education PROMISE 561909-EPP-1-2015-1-RO-EPPKA2-CBHE-JP» — грантозаявитель – университет Брасова (Румыния);
- заявка на грант Эразмус + Programme Key Action 1 – Mobility for learners and staff – Higher Education Student and Staff Mobility — вузы-партнеры – Университет Брасова (Румыния) и Университет Саутгемптона (Великобритания).
По мере развития международного сотрудничества все больше зарубежных коллег приезжают на факультет иностранных языков. В основном, эти визиты осуществляются в рамках действующих договоров о научно-творческом сотрудничестве, международных проектов и программ. Целями данных визитов являются чтение лекций, осуществление педагогической деятельности, а также участие в международных конференциях и семинарах. Кроме того, за последние годы новым направлением стало приглашение зарубежных специалистов для проведения курсов повышения квалификации на базе МГУ им. Н.П. Огарева для широкого круга преподавателей вуза.
В 2012 году факультет посетили: лектор DAAD Анна Шуманн (Германия); лектор Сара Виллиерс, методист издательства Оксфордского университета, (Великобритания); профессор Тони Гринн, руководитель Центра по проведению исследований в области тестирования по английскому языку, Университет Бедфордшира (Великобритания); профессор Люси Бетакова, Университет Южной Богемии (Чехия).
В 2013 году гостями факультета были представители института им. Гете и Посольства ФРГ в РФ для открытия Международной страноведческой передвижной интерактивной выставки “Deutschland im Koffer“ («Германия в чемодане»); Кристель Матцке, преподаватель Центра языков и культур Дрезденского технологического института для чтения лекций и проведения практических занятий со студентами университета.
В 2015 году под руководством Джерарда Каллена, профессора Дрезденского технического университета (Германия) и профессора Терезы Хечоян, проректора по международным связям Академии государственного управления Армении (Армения) прошел Международный научно-практический семинар «Организация инклюзивного обучения для учащихся с ограниченными возможностями». В этом же году Джеральд Кэванаг, директор научной библиотеки и Падрайг Кирби, старший научный сотрудник библиотеки Технического университета Лимерика (Ирландия) провели курс повышения квалификации «От информационной грамотности к публикационной активности» на английском языке для ученых, аспирантов, студентов университета.
Одним из основных направлений информационно-аналитической деятельности факультета иностранных языков является создание баз данных по международному образованию и сотрудничеству и информирование как студентов, так и профессорско-преподавательского состава о возможности участия в международных конкурсах и программах. Активно используются такие каналы распространения информации, как регулярные совещания, информационные сообщения на заседаниях ученого совета факультета, студенческого совета, заседаниях кафедр.
Продолжается укрепление связей преподавателей факультета с международными профессиональными ассоциациями. Так, продолжается работа с международной ассоциацией учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН), Институтом Гете в Москве, Всероссийской ассоциацией учителей английского языка NATE. Благодаря сотрудничеству каждый год библиотека факультета пополняется литературой на немецком языке, переданной институтом им. Гете. При этом мультипликаторы данного института ежегодно проводят научно-методические семинары по планированию и организации учебного процесса и адаптации зарубежных методик к условиям обучения в МГУ им. Н.П. Огарева и школах города.
Основным партнером по сотрудничеству кафедры романской филологии является Посольство Франции в России, что позволяет преподавателям кафедры регулярно проходить стажировки в лучших учебных центрах и университетах Франции.
На факультете регулярно проходят презентации новых учебников и учебных пособий для преподавания иностранных языков, выпущенных иностранными издательствами. Ежегодно российские представительства издательств «Макмиллан», «CUP», «Пирсон» проводят учебно-методические семинары для преподавателей факультета и учителей образовательных учреждений г. Саранска и Мордовии.