С октября 2011 года по декабрь 2015 года факультет иностранных языков МГУ им. Н.П. Огарева принимал участие в реализации проекта Темпус IV «Формирование компетенции и практических навыков преподавателей английского языка в области оценки языковых знаний», финансируемого за счет гранта Еврокомиссии 517114-TEMPUS-1-2011-1-UK-TEMPUS-SMHES. Мордовский госуниверситет являлся координатором российского консорциума вузов-партнеров, к которым относятся: Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Самарский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет; Дальневосточный Федеральный Университет, Карельская государственная педагогическая академия, Ульяновский государственный университет, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Балтийский Федеральный Университет имени Иммануила Канта и Южный Федеральный Университет. Кроме того, в проекте на правах партнеров участвуют Национальное объединение преподавателей английского языка, Московское Представительство Издательства Кембриджского университета и Министерство образования и науки Российской Федерации. Грантодержатель — Университет Бедфордшира, Великобритания. Со стороны зарубежных вузов в проекте принимали участие Университет Саутгемптона, Великобритания, Университет Южной Богемии, Чешская Республика и Дрезденский Технический университет, Германия.
Совместно с европейскими и российскими вузами факультет иностранных языков принимал участие в разработке учебно-методических ресурсов для нового учебного курса, который направлен на формирование у преподавателей английского языка компетенций и практических навыков тестирования и оценивания знаний по английскому языку. Для реализации проекта за основу берется опыт европейских вузов, а также кредитно-модульная система и ее внедрение в российский образовательный процесс. В связи с этим данный проект не только вписывается в рамки квалификационных требований оценки качества лингвистических знаний и профессиональных компетенций студентов по специальности Лингвистика с профилем «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», но и способствует повышению международной конкурентоспособности и мобильности студентов российских вузов.
Данный проект состоял из ряда мероприятий, осуществляемых в определенные периоды времени, согласно плану. Так, Буренина Наталья Викторовна, декан факультета иностранных языков, приняла участие в общем европейском совещании Темпус IV, с участием представителей стран-грантодержателей, которое проходило 12-13 декабря 2011г. в г. Брюсселе, Бельгия. На совещании обсуждались вопросы, связанные с финансовым и административным менеджментом проектов Темпус IV. Также было проведено совещание координаторов данного проекта, которое проходило под эгидой Университета Южной Богемии в г. Праге 15-16 декабря 2011 г. В ходе этого совещания была проработана схема сотрудничества и намечены основные мероприятия. Одним из таких мероприятий стало прошедшее в феврале 2012 г. совещание всех партнеров — участников проекта и последовавший за ним двухнедельный тренинг на базе Университета Бедфордшира, г. Лутон, Великобритания. В программу тренинга «Компьютерная система мониторинга и диагностика качества знаний по английскому языку» входило участие в работе научных семинаров, работа по подготовке методического пособия «Тестирование и оценка знаний по английскому языку с использованием информационных технологий», посещение лекционных и практических занятий по курсу «Европейская система оценки знаний по английскому языку», анализ необходимой научной и методической, а также ознакомительная работа с системой компьютерного мониторинга знаний в лингвистических лабораториях Университета Бедфордшира.
С июля 2012 года по сентябрь 2012 года все российские вузы-партнеры принимали участие в разработке различных модулей, которые в последствии легли в основу учебного курса по выработке практических навыков тестирования и оценивания знаний по английскому языку. Обучение практикам европейских вузов по расчету кредитно-модульной системы и их применение к разрабатываемым материалам проходило на базе Дрезденского Технического университета, Германия, в период с 18 по 23 июня 2012 г. Выбор данного университета для обучения основам кредитно-модульной системы не случаен, т.к. это один из университетов Германии, первым осуществивший переход на кредитно-модульную систему ECTS. Пилотирование (пробное чтение нового курса) учебно-методических материалов и разработанной учебной программы осуществлялось два раза в течение 2012-2013 учебного года, причем, различные аспекты данного курса пилотировались как при обучении студентов факультета иностранных языков, так и для проведения профессиональных тренингов уже работающих учителей английского языка. Эксперты из европейских вузов-партнеров осуществляли мониторинг качества преподавания. Для этого в октябре и ноябре 2012 г. в каждом из вузов-партнеров проекта проходила серия мастер классов, а затем по их окончанию, совещание, которое состоялось на базе Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, г. Калининград.
По окончании второго раунда пилотирования была выпущена учебно-методическая литература по курсу, а также рабочая программа. В рамках проекта на базе каждого из вузов-партнеров был открыт Центр тестирования и оценки знаний по английскому языку.
В настоящее время, курс, разработанный на основе проведенного исследования, реализуется в рамках подготовки бакалавров лингвистики по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Совместно с российскими и зарубежными партнерами разработано учебное пособие на английском языке «Course Handbook «Promoting Sustainable Excellence in English Language Testing and Assessment» (Формирование компетенций и практических навыков преподавателей английского языка в области оценки языковых знаний) под редакцией проф. А. Грина (Великобритания). Учебное пособие представлено для регистрации в РИНЦ.
В целом, финансовое участие Евросоюза в данном проекте для МГУ им. Н.П. Огарева составило 51000 Евро, а доля со-финансирования МГУ им. Н.П. Огарева – 5700 Евро. На эти средства было приобретено оборудование и литература для Центра тестирования и оценки знаний по английскому языку.
ProSET — a step forward in testing and assessment for Russian teachers of English
News of a major event to be held on 17 September at the British Council, Moscow.
The Russian Federation is entering a new era in the testing and assessment of languages. New tests based on international standards have been introduced and are having a big impact on the way we teach. Unfortunately, testing and assessment are not routinely included on teacher training courses. This means that most teachers lack confidence in classroom assessment, are unaware of the principles behind the writing of tests and struggle to prepare students for major tests. This situation has to be improved.
Now, a consortium of Russian and European Universities has joined forces to deal with the problem by providing state-of-the-art courses for teachers and teacher trainees. The project, known as Promotion of Sustainable Excellence in Testing and Assessment of English, is conducted in cooperation with the Russian Ministry of Education and Science and with the help of a 1 million Euro grant from the TEMPUS programme of the European Union.
The project consortium, assisted by the leading European experts in this field, has developed course materials for training in the principles and practice of language testing and assessment and in the use of the European Credit Transfer System (ECTS), which promotes student mobility and the mutual recognition of courses across Europe. Following a year spent developing and piloting the materials in the partner universities, the project consortium is now ready to offer these course materials for general use.
A major conference will be held to hand over the course materials to the Ministry of Education and Science. This event will include presentations by leading experts from the European Union including Professor Anthony Green, Dr John Field and Dr Lynda Taylor together with reports by Russian partners on the practical experience gained in the course of the pilot phase. Information will be provided on accessing the course materials and about the new Professional Development Centres for language testing and assessment that have been opened in the partner universities across the Russian Federation. This event will be of interest to everyone involved in the training of teachers and in educational policy.
The conference will be held at The British Council, Russian State Library of Foreign Literature, Nikoloyamskaya 1, Moscow and registration will open at 9:30 a.m. on 17 September.
To learn more and to register for the conference, please contact the Cambridge University Press representative office in Moscow:moscow@cambridge.org, phone number +7495-959-05-24
To learn more about the ProSET project, please visit our website at proset-tempus.net
Dr Anthony Green
CRELLA
Room 125
University of Bedfordshire
Putteridge Bury
Hitchin Rd
Luton
Bedfordshire
UK
LU2 8LE
T: +44 (0)1582 489086
X: 9086